Церковь и общество

Делай что должен, и будь что будет...

24 августа 2018 года в 10:05

Если раньше Православную Церковь многие ассоциировали с бабушками, то сейчас отмечают, что всё больше молодых людей начинают проявлять интерес к православному вероучению и приходить в храмы. О работе Церкви с молодёжью корреспондент «Смоленской газеты» поговорила с и. о. руководителя епархиального отдела по работе с молодёжью, руководителем епархиального миссионерского отдела Георгием Свитцовым.

Проблема – безынициативность

– Отец Георгий, в чём заключаются основные задачи молодёжного и миссионерского отделов Смоленской епархии?

– Можно выделить несколько направлений работы. Первое – это координация усилий молодёжи и всех структур епархии, приходов епархии по отношению к молодёжи. Второе – противосектантское, миссионерское направление. Третье – добровольческая работа. Это важный момент в работе с молодыми людьми. Молодёжь часто имеет очень чуткое сердце и отзывается на нужды, боли и скорби. Мы это видим и пытаемся помочь реализовать это сердечное желание.

– Сейчас Православная Церковь уделяет большое внимание работе с молодёжью. С чем это связано?

– Не скажу, что специально большое внимание уделяется, хотя Патриарх об этом часто говорит. Но суть в том, что Господу ценна любая душа. Господь не лицеприятен – Ему не важно, это пожилой человек, который пришёл к Богу в девяносто лет, или молодой. В этом смысле каждая душа для нас важна. Другое дело, что молодой возраст – это возраст особенный, тяжёлый, время буйства страстей, надрыва чувств, переживаний. Более остро воспринимаются многие вопросы. Поэтому на этот возраст направлено особое внимание, чтобы помочь, уберечь, поддержать человека, который ищет.

– О современной молодёжи нередко говорят, что это потерянное поколение. Как человек, который много работает с молодыми людьми, знает эту среду, как вы относитесь к такому высказыванию?

– Насколько я знаю, насколько я читал, почти каждое выросшее поколение про следующее говорит: «Оно совсем не такое, мы-то были значительно лучше». Конечно, говорят, и нынешняя молодёжь, может, о тех, кто придёт за ними, скажет, что всё уже не то. Об этом переживать не стоит. Есть другой момент, о котором стоит переживать. Современная молодёжь достаточно инертна, безынициативна. Они сидят дома за компьютерами, в интернете, и выйти за пределы этого иллюзорного мира им достаточно тяжело. Мы помним наших предков, которые ездили в стройотряды, покоряли целину. Это была молодёжь, которая рвалась, бежала и делала. К сожалению, мы видим, что даже на какие-то социальные моменты современную молодёжь не раскачаешь. Это, конечно, проблема.

– Не вполне с вами соглашусь. Очень много вижу молодых людей, активности которых просто поражаюсь...

– Естественно, мы не можем говорить за абсолютно всех. Конечно, есть и активные люди. Но в основной массе они всё-таки инертны. В Церкви есть многие вещи, которые делаются снизу: «Есть желание, давайте мы, батюшка, будем это организовывать». Наше добровольческое движение так и организовалось, но это достаточно редкий случай. В основном предлагаем сверху и приглашаем, и не всегда люди готовы. Не исключаю, что здесь есть момент занятости.

– Вы говорите, что вся современная молодёжь сидит в интернете. Важно ли для молодёжного отдела быть представленным в Сети?

– Это определённое поле, и мы должны быть там представлены, но суть в том, что всё не должно ограничиваться проповедью в интернете. Слова, которые мы пишем и произносим, – это, может быть, десять процентов того, что мы передаём в формате мимики, жестов, ощущений. Были фильмы про Христа, и ко всем одна и та же претензия – можно всё что угодно изобразить, можно сделать человека похожим на Христа, как Он изображён на иконах, можно сделать человека похожим на святых, но невозможно изобразить одну вещь, которую почувствуешь, когда находишься с ними рядом, – это святость. Это ощущение, которое переживал каждый, кто пришёл в Церковь, возможно, во время общения с каким-то батюшкой. И опять же не в батюшке дело, а в этом ощущении, которое от Господа даётся, – святости Церкви как таковой. И когда мы общаемся в интернете, всю палитру чувств, эмоций, смыслов передать невозможно. Поэтому, конечно, мы присутствуем в интернете: сообщаем, делимся, отвечаем, – это всё важно, но вслед за этим важно, чтобы человек пришёл к Богу. Не ко мне, не в мой храм, а к Богу и в Церковь.

Нехорошо быть человеку одному

– Молодёжный отдел активно сотрудничает со светскими учебными заведениями. Расскажите об этом подробнее...

– У нас есть договорённости – мы можем приходить в учебные заведения. Подчеркну, что это всё при желании учащихся, при их согласии. Чаще всего обсуждаем темы не сугубо церковные: например, вопросы сохранения жизни, эвтаназия, креационизм – проблема появления человека, Творение это или эволюция. Здесь мы можем прийти просто как собеседники, кто-то, кто может вступить в дискуссию. Где-то мы участвуем в формате дискуссионных клубов, где-то – в формате беседы, лекции. Каждый раз это разные форматы, которые определяются вместе с учебными заведениями. Радует, что желание общаться есть и у студентов. Чаще всего это проходит во внеурочное время, но зачастую они остаются послушать, высказать своё мнение. И это происходит достаточно живо, иногда критично, иногда со скепсисом, они ведут диалог, задают вопросы. Это очень радует, потому что по большому счёту означает, что их эти вопросы волнуют, им это не безразлично.

– Отец Георгий, вы уже упомянули организацию «Православные добровольцы Смоленщины». Расскажите о том, как она создавалась и для чего...

– Православные добровольцы у нас появились четыре года назад в один из приездов Святейшего Патриарха на Смоленщину, по инициативе московских добровольцев, среди которых были в том числе и смоляне. Настя Антусева и её подруга тогда перед визитом Патриарха приехали сюда, чтобы готовиться к нему в таком вот добровольческом формате. Их работа была очень успешна, потому что почва созрела: было много ребят, готовых в этом участвовать. И начиная с этого стала развиваться организация «Православные добровольцы Смоленщины». Она сейчас действует. Я здесь выступаю как духовник, наставник. Мы вместе изучаем Священное Писание. Проходят у нас добровольческие молодёжные поездки, ездят ребята в дома престарелых, детские дома, участвуют в архиерейских службах.

– Для православной молодёжи важно держаться вместе?

– Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Для любого человека важно быть вместе с другими. Господь же сказал: «Где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди них». И это тоже для нас особый призыв. Это не значит, что нельзя молиться наедине – об этом Господь тоже говорил, но вместе – это сильнее, душевнее, лучше и, наверное, где-то правильнее. Знаете, есть много ребят, чьи интересы немножко отличаются от интересов большинства, и поэтому они чувствуют себя очень одиноко. Важно, чтобы они нашли своё окружение. Поэтому проводятся различные семинары, сборы талантливой молодёжи. И там молодёжь находит своих единомышленников: писатели – писателей, поэты – поэтов. Расскажи он у себя в классе о том, что пишет стихи, может, его бы и засмеяли, а там это понимают, слушают и пытаются помочь развить. Так и здесь: на верующих детей молодёжь по-разному реагирует. Но здесь они всегда оказываются вместе, здесь они получают поддержку, здесь понимают их вопросы, знают, как помочь им эти вопросы решить. Здесь для них такая домашняя обстановка, и это хорошо.

Служить нашим согражданам

– Ещё такое важное направление работы, о котором вы уже говорили, – противодействие тоталитарным сектам. Это сейчас вопрос очень актуальный. Расскажите об этом подробнее...

– С одной стороны, мы должны понимать, что Господь никого никуда не загонял из-под палки, – любой человек имеет право верить так, как он хочет. Это право человека, и мы ни в коем случае отнимать это право не хотим. Но, с другой стороны, мы как граждане, как христиане не можем мириться с ситуацией, когда некоторые люди, рядясь под православие, пользуясь тем, что человек неграмотен, занимаются мифотворчеством, подтасовывают факты. Когда человек попадает в их организацию через ложь, умалчивание, сокрытие различных смыслов, он теряет многое, в том числе нередко и семью, и психическое здоровье. Когда я был молодым, и ко мне подходили люди и говорили: «Пойдёмте к нам в Церковь. Мы христиане. Мы такие же, как православные, но у нас интереснее». Вот этот обман на начальном этапе недопустим, поэтому, конечно, мы вынуждены не то, что даже бороться с сектами. Потому что законы есть, и мы должны их чтить. Мы можем давать какую-то информацию людям, которые спрашивают, и можем каким-то образом помогать людям, если они сами или их родственники в эти организации попали. На Королёвке в храме есть центр, где по пятницам с 15:00 до 18:00 мы принимаем людей, которые оказались втянуты в деятельность этих организаций, и пытаемся им помочь. Ну а в остальном, конечно, мы, как можем, информируем, в частности и через соцсети.

– Упомянули духовный центр на Королёвке. В 2016 году он был открыт. Какую работу он ведёт кроме помощи людям, которые попали в секты?

– По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в рамках нашего центра действует противосектантский центр. Но основные моменты нашей работы – изучение Писания для взрослых, для молодёжи. Есть волонтёрская работа. Пытаемся помочь нуждающимся, которые к нам приходят. Так сложилось, что на Королёвке у нас очень мало мест для того, чтобы дети могли заниматься, развиваться. Многие мамочки столкнулись с тем, что они вынуждены возить детей на занятия очень далеко. И поэтому у нас на базе центра есть не только воскресная школа для верующих детей, но и развивающие занятия для всех. Мы на себя взяли такую социальную нагрузку. Развиваем детей и физически, и творчески, и при желании духовно. Владыка поддержал – мы благодарны ему за это, потому что есть понимание, что мы должны послужить району и людям, не только верующим, но и просто нашим согражданам. Кстати, есть ответная поддержка общественности. Люди к нам приходят, помогают благоустраивать территорию. И планы какие-то совместные у нас есть.

– Расскажите о планах...

– На всё воля Божья. Конечно, Владыка нас ориентирует на то, что работа, которая ведётся, должна вестись более вдумчиво, более правильно, более систематично. Но поймите сами, у нас, конечно, есть какое-то планирование, но невозможно запланировать чудо. Поэтому мы трудимся. «Делай что должен, и будь что будет» – эти мудрые слова по традиции приписываются блаженному Августину. Мы делаем что должны, как нам определила Церковь, как нам определило священноначалие, а там как управит Господь. Будем стараться, чтобы было больше радости и добра в мире. Может, это банальные слова, но этого правда хочется. Любому человеку хочется, чтобы было меньше вокруг злобы и ненависти. Но начинать нужно с себя. Мы начинаем с себя.

Материал опубликован при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».

Татьяна Борисова

Пришла по ошибке и осталась помогать старикам
Консолидация ради будущего

Другие новости по теме