Наш Бог не в силе, а в правде
Церковь и общество

Наш Бог не в силе, а в правде

12 сентября 2018 года в 14:30
205

В августе 2018 года на базе туристического комплекса «Соколья гора» в посёлке Митино Смоленского района прошли XXIX Смоленские областные сборы творческой молодёжи «Смоленск – НАШ». Их участниками стали молодые люди от 14 до 17 лет – активисты общественной жизни: президенты школьных республик, представители органов школьного самоуправления, творческих коллективов Смоленска и Смоленской области.

Программу сборов реализовывал педагогический отряд «Крылатый» во главе с бессменным научным руководителем – профессором, доктором педагогических наук Николаем Сенченковым, который на протяжении многих лет делится с молодёжью своим опытом и знаниями. В рамках сборов проходили мероприятия гражданско-патриотической направленности, творческие и спортивные мероприятия, психологические тренинги школы «Лидер», направленные на выявление и развитие лидерских качеств, а также встречи с интересными людьми. Одним из почётных гостей сборов «Смоленск – НАШ» стал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. 

«Становитесь взрослыми, но знайте, чего это потребует от вас»

Во вступительном слове Его Высокопреосвященство говорил о смысле патриотизма как готовности трудиться на благо своей Родины, не требуя ничего взамен, и ставил ребятам в пример тех людей, которые внесли свой вклад в развитие региона и тем самым вписали свои имена в его историю.

«На Смоленщине есть главное достояние – это люди, которые формируют богатейшую историю нашего региона. 1155 лет со дня основания города Смоленска – это очень серьёзный показатель того, сколько поколений патриотов нашей Родины жили здесь. Этих героев сотни и сотни. Это не только защитники нашего Отечества, это и великие учёные, композиторы, писатели, и много тех, о ком вам ещё предстоит узнать, если вы этого захотите. Среди них весомое место занимает Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который здесь потрудился без малого 25 лет. И это служение заключалось не только в том, что он как священнослужитель совершал частые богослужения, но и в том, что он считал необходимым своими действиями сопровождать жизнь общества, принимать участие в решении самых серьёзных проблем и всегда стоял на страже того, чтобы люди, живущие в нашем регионе, ясно понимали, что патриотизм – это не просто лозунг, а задача жизни каждого человека. В том числе и вашей, дорогие мои. Любить Родину необходимо всем нам, потому что без этого мы её потеряем. Я призываю вас к тому, чтобы вы, подрастающее поколение, будущие лидеры нашего региона, знали наших героев. Потому что, если вы хотите быть героями, успешными людьми, вы должны этому учиться у тех, кто смог пройти этой дорогой и достичь поставленных целей», – отметил архипастырь.

Также митрополит Исидор затронул особенно важную для ребят тему свободы и ответственности. Тот возраст, в котором они сейчас пребывают, – это возраст буйства страстей, обострения чувств, стремления к свободе и независимости. И важно то, как они будут эту свободу понимать и применять.

Митрополит Исидор мудро наставлял молодых людей: «Вы, как правило, воспринимаете свободу как способность и возможность делать то, что хотите, но подлинное осмысление свободы – не в том, что мы делаем то, что хотим, а в том, что мы знаем, чего не должны делать. Способность очертить для себя определённые границы и есть правильное осмысление свободы. Мы должны, как всякие взрослые люди, точно понимать, по какой дороге мы можем идти в своей жизни и что всякое уклонение от заданных параметров может быть для нас небезопасным как в физическом, так и в нравственном смысле. Всякий взрослый человек, если он себя считает умным и мудрым, старается ясно понимать, где ограничение той свободы, которого он должен намеренно достичь, и через эти личные ограничения, а значит, через преодоление себя прийти к своим целям, идти по жизни для того, чтобы приобретать большую и большую ответственность. В том числе и в карьерном смысле, потому что тот, кто выше и сильнее, несёт большую ответственность. Я призываю вас к тому, чтобы вы попытались ответить лично себе на вопрос: в чём состоит моя свобода и какова должна быть моя ответственность за принимаемые мною решения? В этом суть взрослого человека. Каждый из вас стремится к тому, чтобы побыстрее стать взрослым. Становитесь, но знайте, чего это потребует от вас».

«Особенно сила веры проявилась в годы Великой Отечественной войны»

В продолжение встречи у участников сборов была возможность задать правящему архиерею интересующие их вопросы. Темы были затронуты самые разные: от истории Русской Православной Церкви до проблемы поиска своего пути в жизни. Ребята показали своё неравнодушие и заинтересованность в этом диалоге. Одним из первых прозвучал вопрос о жизни Церкви в Советском Союзе в те годы, когда государственными органами активно поддерживалось отрицающее религию мировоззрение.

«Если вы поступите на исторический факультет Смоленского государственного университета, вам будут об этом рассказывать, опираясь на конкретные факты. Я скажу лишь то, что это была эпоха семидесятилетнего гонения не только на Русскую Православную Церковь, но вообще на традиционные религии в нашей стране – Церковь в эти годы существовала, преодолевая эти препятствия. И является историческим фактом то, что вера, несмотря на гонения, официальное закрытие храмов, монастырей, невозможность преподавания религиозных знаний в школе, и в высшей школе в том числе, всё равно существовала, потому что она была неугасима в сердцах и умах людей. Часто так было, что представитель светской власти, коммунист, старался тайным образом, так, чтобы не видели его коллеги, отвести и покрестить своих детей и внуков, потому что всё равно все люди были по своей сути верующими. Особенно сила этой веры проявилась в годы Великой Отечественной войны. Нина Германовна Куликовских, которая возглавляет поисковое движение на Смоленщине, свидетельствует, что ещё не было за эти годы того, чтобы у обнаруженных останков солдат, офицеров не нашлась хотя бы ладанка, или скрученный листочек с текстом пятидесятого псалма, или маленькая иконка, которые матери, провожая своего сына или дочь на войну, зашивали в лацканы одежды, чтобы эта святыня так или иначе помогла человеку выжить. Наш народ, несмотря на эти годы гонений на Церковь, сумел сохранить веру», – пояснил митрополит Исидор.

А участники сборов подметили, что и в настоящее время существуют проявления негативного, враждебного отношения к православным верующим. По этому поводу архипастырь затронул важную тему, созвучную тому, о чём говорили ребята. Он подчеркнул: «Я хотел бы сказать о некоторых аспектах этого вопроса, которые связаны с тем, что в наше время, особенно в последние несколько лет, в России, и в том числе на территории Смоленской области, возрождается язычество, языческая религия, которая существовала до крещения Руси великим князем Владимиром. Изваяние идолов языческих богов, поклонение так называемой матери-природе и другие религиозные измышления – всё это противоречило пониманию Бога, существующего вне материального мира, язычество воспринимает Бога как часть материального мира, часть, которая зависит от этого мира. Всё это противоречило той богооткровенной религии, которая зафиксирована в книге книг – Библии. Князь Владимир оказался перед мировоззренческим выбором. Ужасы язычества, связанные с человеческими жертвоприношениями, с культом силы, с тем, что слабый человек не должен существовать, только сильный имеет право на существование, и другие тезисы язычества были этим великим человеком отвергнуты, и он избрал христианский путь существования нашей цивилизации.

А почему нами сегодня недовольны язычники и представители нерелигиозных общественных движений? На этот вопрос можно ответить следующим образом: потому, что традиционная религия, такая, как христианство, предполагает включение во внутреннюю работу важного инструмента, который находится в человеке и называется «совесть». Всякое традиционное мировоззрение обращается к голосу совести. Это раздражающий фактор для нерелигиозной мысли, которая считает агрессивным участие совести в жизни всякого человека. Люди, чуждые религии, голос совести стараются в себе заглушить. Поэтому и возникает такое агрессивное отношение со стороны нерелигиозного сознания ко всякой религии».

«Важно, чтобы у каждого из вас было призвание»

В продолжение темы творческая молодёжь затронула вопрос распространения различных религий в несвойственных для них местностях и межрелигиозной розни, которая возникает на этой почве. В том числе ребята отметили, что православные не проявляют враждебности по отношению к верующим других конфессий, не оскорбляют их чувств, и выразили обеспокоенность тем, что сами православные верующие могут становиться жертвами межрелигиозной розни. Архипастырь поспешил утешить ребят: «Вы хотели поговорить о том, что кроме христианства на нашей планете существуют ещё иные мощные религии – такие, как ислам, буддизм, иудаизм, и каждая из них имеет своих последователей и особенно широко распространяется в тех странах, где культура является благоприятной для той или иной религии. Наша страна является традиционно православной. Италия, Испания, Португалия, другие европейские страны являются средоточием католической веры. Ближний Восток традиционно, в силу происхождения исламской религии, является средоточием ислама. Конечно, когда происходит взаимопроникновение религий, особенно учреждение религиозных организаций на территории, несвойственной традиционно для той или иной религии в культурном смысле, то могут возникать такие конфликты, о которых вы говорите. Но в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране всегда существовал религиозный мир, и он достигался через следование главному принципу – любви к нашему Отечеству. Нам нечего делить, потому что есть наше драгоценное Отечество, Россия, и все мы должны мирно существовать, проявляя веротерпимость, уважая религиозные, мировоззренческие установки, мысли и чувства людей, живущих в нашей стране. Даже в Грозном есть наш православный храм. И во многих наших регионах есть мусульманские мечети, католические храмы, в том числе находящийся почти в центре Смоленска огромнейший костёл. У нас в Смоленске есть место и для иудеев, и для многих иных религиозных организаций. Так что мы стараемся жить в мире и согласии, пытаясь найти точки взаимодействия, которые связаны с главным: патриотизм – это та ценность, которая нас всех объединяет. Если в той или иной религиозной организации нет установки на то, чтобы любить Родину и служить Отечеству – значит, она является нетрадиционной. А может быть, даже опасной и агрессивной для нашей страны. Это дело государственных органов – отслеживать возникновение, существование тех или иных религиозных организаций и выяснять, служат они благу нашего Отечества или создают условия для возникновения религиозного экстремизма. И такие организации, конечно же, должны прекратить своё существование на территории нашей страны. Но вы правильно отметили, что никогда христианство, в частности православие, не было агрессивно настроено в отношении иной религии, потому что Бог наш не в силе, а в правде – это главная наша установка».

Задавали участники сборов и глубоко личные вопросы, касающиеся выбора служения Господу как своего пути в жизни, личной веры и сомнений, которые могут порой возникать. «За всю вашу деятельность у вас никогда не возникало сомнений в том, во что вы верите и что вы делаете?» – поинтересовался один из молодых людей. «Это очень серьёзный вопрос. Его должен задавать всякий человек: и врач, и педагог, и строитель, и водитель транспорта. Каждый из нас должен периодически себя спрашивать: а является ли то, чем я занимаюсь, моим делом? Поэтому и я часто себе задаю этот вопрос. И, слава Богу, пока я отвечаю себе открыто и ясно, что это то дело, в котором я чувствую своё призвание. Важно, мои дорогие, чтобы у каждого из вас было свое призвание – то или иное. Для того чтобы узнать, к чему именно вы призваны, к какой профессии, к какому служению, – вы, конечно, должны этим очень много интересоваться, постигая возможные ответы на этот вопрос и в нашей художественной литературе и общаясь с опытными и мудрыми людьми. Поэтому используйте время вашего пребывания здесь, в этой замечательной детской, молодёжной республике, как возможность испытать себя и понять, а к чему вы в жизни призваны, какая профессия, какая область знаний для вас доступны, в чём вы могли бы стать специалистами, – это важно», – уточнил архипастырь.

«Этика обязательно имеет религиозное основание»

Поговорили также и о религиозном воспитании подрастающего поколения. Ребят взволновал вопрос: достаточно ли хорошо у нас сейчас воспитана молодёжь в духовно-нравственном плане? Его Высокопреосвященство ответил молодым людям: «Недостаточно, именно поэтому Русская Православная Церковь ратует за то, чтобы в школе, как это было в дореволюционный период, был возвращён предмет, связанный с изучением религии. Причём мы настаиваем не на том, чтобы преподавался Закон Божий, который имеет явную конфессиональную окраску, а религия как культурологический предмет. Всякий имеет право изучить с научной точки зрения, поскольку эта программа предложена Министерством образования и науки, исторические и культурологические аспекты как православия, так и ислама, иудаизма, буддизма, а также так называемую светскую этику. Но мы на педагогических встречах с директорами и преподавателями школ настаиваем на том, чтобы светская этика была изъята из наших школьных программ, потому что этика не может быть по своей сути светской – всякая этика обязательно имеет религиозное основание. Это единственное, о чём мы дискутируем с образовательной системой России. А так мы ратуем за то, чтобы этико-культурологические мировоззренческие предметы – такие, как основы православной культуры, – преподавались в школе, и часы преподавания увеличивались, для того чтобы школьники больше узнали о той религии, в пространстве которой они живут. Чтобы они ярко себе представляли тот подвиг, который совершили и князь Владимир, и его сыновья Борис и Глеб. Вы знаете, что князь Глеб погиб на Смядыни и там стоит поклонный крест? Вот видите, мало кто знает! Были и другие великие люди, в том числе преподобные и святители Церкви, которые принимали самое активное участие в государственной, общественной жизни. Вам стоит знать о них. Знать о подвиге мученика Меркурия, нашего прославленного воина, благодаря которому татаро-монголы не вошли в город Смоленск, об Александре Невском, Дмитрии Донском и прочих известных людях, которые были носителями православной веры. Смоленщина уникальным образом связана как с историей православия, так и с историей католичества, иудаизма – всё это богатый материал для вашего изучения, для того, чтобы вы в подлинном смысле, а не поверхностно становились патриотами той малой родины, частью которой вы являетесь. Чтобы вы осмысленно сознавали все те исторические процессы, которые происходят сейчас, чтобы вы понимали, почему это происходит, каковы причины, что может быть следствием тех или иных процессов, – для этого нужно знать свою историю и нужно ценить то настоящее, в котором мы живем. Я убеждён, что это не надуманно, а осмысленно, что и государство, и общество в наше время предпринимают серьёзнейшие усилия к тому, чтобы вы, подрастающее поколение, выросли истинными патриотами нашей Родины – сильными, здоровыми, смелыми, красивыми. Мы на это искренне надеемся».

Попросили юные активисты у митрополита Исидора совета о том, какие книги, не связанные с религией, им стоило бы прочитать. На что правящий архиерей сказал: «Читайте русскую классику. Всё, что вы знаете из русской классики, смело читайте без всякого смущения, не боясь потратить на это своё время». А в завершение встречи он преподнес каждому из её участников в подарок книгу «Слово, благодать несущее» о Святейшем Патриархе Кирилле. В свою очередь ребята подарили архипастырю картину с изображением смоленского Успенского собора и крепостной стены, нарисованную участниками смены в рамках творческой мастерской по живописи.

Материал опубликован при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».

Фото: smoleparh.ru

Татьяна Борисова

Простые и понятные дела
Протоиерей Василий Мовчанюк: «Жизнь церкви не ограничивается стенами храма»

Rambler's Top100