Андрей Сашин: обратная сторона творчества
Культура

Андрей Сашин: обратная сторона творчества

1 декабря 2018 года в 14:05
778

В Смоленском музее-заповеднике представили электронный каталог произведений Андрея Сашина. В него вошли почти тысяча живописных и графических работ художника, хранящихся в трёх музеях: уже упомянутом Смоленском, Русском в Санкт-Петербурге и в Пречистенской картинной галерее Духовщинского района. Новый ресурс доступен любому пользователю интернета…

Любопытная история

Создание электронного каталога, как и открытие выставки произведений Андрея Сашина – итоги большой совместной работы сотрудников трёх музеев в рамках проекта «Село-губерния-столица», с которым наш музей-заповедник стал победителем грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина.

– У меня сегодня ощущение экзамена, – признаётся руководитель проекта, главный хранитель Смоленского музея-заповедника Антонина Полулях. – Ощущение сделанной большой ответственной работы и желание, чтобы она не оказалась локальной и нужной только узкому кругу специалистов. По крайней мере, мы предприняли всё возможное, чтобы привлечь внимание к творчеству Андрея Сашина как можно большего числа людей.

По словам Антонины Ивановны, «вся эта история началась с любопытства». Любопытства сотрудниц Русского музея Людмилы Вострецовой и Татьяны Куклы, которых прежде всего заинтересовало творчество авангардиста Сашина, ученика Павла Филонова.

– Можно сказать, что они изучали своего Сашина – ленинградского художника, одиннадцать работ которого хранятся в фондах Русского музея, – продолжает Антонина Полулях. – Причём это исключительно авангардные произведения. Одно – абстрактная композиция. И десять эскизов костюмов к знаменитому экспериментальному спектаклю «Ревизор», поставленному Игорем Терентьевым в 1927 году в Доме печати в Ленинграде.

Каково же было удивление питерских искусствоведов, когда, приехав в Пречистое, а затем в Смоленск, они увидели абсолютно другого Сашина – идеологически выдержанного в рамках социалистического реализма. При более внимательном изучении биографии художника оказалось, что перелом в его творчестве произошёл в тридцатые годы, когда власть объявила филоновцев «врагами рабочего класса», обвинив их в искажении действительности.

– Андрей Сашин попросту уничтожил свои ранние произведения, – объясняет Антонина Полулях. – Большие полотна разрезал, что-то использовал как материал, создавая на оборотах уже идеологически правильные картины. И ни в одной анкете не упоминал о своём пребывании в филоновской группе «Мастера аналитического искусства» – эта страница была им попросту вычеркнута из собственной жизни.

Интересные находки

«Потустороннюю» живопись обнаружили во время реставрации. Всего на обратной стороне более поздних работ было найдено 33 изображения. Часть из них – законченные произведения, другая – фрагменты разрезанных картин.

– Одна из находок представляется наиболее символичной, – говорит Антонина Полулях. – Там с одной стороны – картина «Жницы»: крестьянки в красных косынках в стилистике конца двадцатых годов прошлого века. А на другой – «Ленин среди рыбаков». Причём изображения перевёрнуты по отношению друг к другу.

Во время работы с наследием художника были найдены и самые ранние из его произведений. Это два графических листа с изображением театрального спектакля и зрительного зала. Их приблизительная датировка – 1919-1921 годы. И, скорее всего, речь идёт о Смоленском драматическом театре, на сцене которого играла будущая жена живописца – Надежда Лаврова.

Ценность этой находки ещё и в том, что пока это единственные произведения Сашина, имеющие отношение к довоенному периоду его жизни в Смоленске. Из биографии художника известно, что после Октябрьской революции он служил в Красной Армии и одновременно руководил Передвижным показательным театром при Смоленском Губполитпросвете.

К столь же неожиданным открытиям можно отнести и графический лист «Сказка о попе и работнике Балде», обнаруженный в картинной галерее в Пречистом. Эта работа была выполнена Сашиным в 1923 году во время учёбы во ВХУТЕИНе как творческое задание по созданию эскиза ковра.

Портреты неизвестных

Во время работы над проектом случились и открытия несколько иного плана. Например, были установлены личности двух мужчин, изображённых на портретах.

Один из них – Станислав Лечицкий. Это имя фигурировало в записке, обнаруженной при снятии холста с подрамника между перекладиной и тканной основой. Там же самим Сашиным давалось и пояснение: «Товарищ Лечицкий, бригадир лучшей расчётной бригады формовщиков «Красного путиловца».

– Написание портрета было связано, скорее всего, с периодом, когда Андрей Сашин руководил кружком ИЗО на заводе «Красный путиловец» в 1931 году, – считает хранитель коллекции живописи Смоленского музея-заповедника Елена Власова. – В 1933 году работа экспонировалась на выставке в Ленинградском областном доме художников и в каталоге значилась как «Портрет бригадира Лечицкого».

Второе открытие связано с единственной работой Сашина, много лет находящейся в постоянной экспозиции Смоленской художественной галереи. Речь идёт о «Портрете рабочего». Долгое время считалось, что это некий обобщённый образ «строителя социализма». Однако оказалось, что у него вполне конкретное имя – Пётр Слободчиков – и даже весьма яркая биография.

– Пётр Слободчиков оставил свой след в истории тем, что предложил провести Всесоюзный день индустриализации – массовый воскресник, – поясняет Елена Власова. – Его письмо ко всем трудящимся страны было опубликовано 9 июня 1929 года в «Ленинградской правде».

В уже упомянутом выше каталоге выставки портрета в Ленинградском областном доме художников эта работа была обозначена под названием: «Портрет тов. Слободчикова – инициатора Дня индустриализации СССР».

Работа во сне и наяву

Выставка «Андрей Сашин: по ту сторону холста» открылась в историческом музее одновременно с презентацией электронного каталога произведений художника. В экспозиции представлены 48 работ, 30 из которых экспонируются впервые с конца двадцатых – начала тридцатых годов прошлого века. И это работы, показывающие разные периоды творчества художника.

Экспозиционный вид живописным произведениям Сашина возвращала художник-реставратор Смоленского музея-заповедника Ольга Пигасова. Объём работы, которую ей пришлось выполнить за прошедший год с небольшим, коллеги называют настоящим «музейным подвигом». И не удивительно, что в процессе Сашин ей даже снился.

– Мой первый сон – это встреча с художником, – вспоминает Ольга Пигасова. – Пока мои коллеги приводили в порядок какие-то бумаги, я пыталась добиться от Сашина точных датировок и названий работ, которые попали ко мне на реставрацию. В частности, мне очень хотелось узнать побольше о картине «В сельсовете» – действительно ли это фрагмент его дипломной работы. Естественно, ответы художника были уклончивы, но он выразил желание присутствовать при реставрации всех его произведений…

Фамильная тайна

Пока сотрудники Смоленского музея-заповедника занимались творческим наследием Андрея Сашина, их питерские коллеги Людмила Вострецова и Татьяна Кукла из Русского музея восстанавливали биографию художника. И результат этой научно-исследовательской работы также стал частью общего электронного каталога.

– Первой неожиданностью при обращении к биографии Андрея Тимофеевича стала его фамилия, – признаётся Людмила Вострецова. – Его родной, родительской оказалась фамилия Васькин. И первоначально в названии нашего сообщения был подзаголовок «Как Васькин стал Сашиным». Но по мере работы над темой перед нами вставали всё новые и новые вопросы. Конечно, творческая биография и личная судьба художника стали гораздо рельефнее. Однако есть ещё много деталей, которые требуют уточнения.

Кстати, когда и при каких обстоятельствах Андрей Васькин изменил фамилию, пока так и осталось тайной. А значит есть повод продолжить исследования. Хотя, как считают Людмила Вострецова и Татьяна Кукла, вероятно, не столь принципиально, когда же и почему художник изменил фамилию – важнее, как крестьянский сын Васькин стал художником Сашиным…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

1 декабря во Дворце культуры профсоюзов выступит Смоленский гитарный ансамбль
В Смоленске проходит международная конференция, посвященная Борису Пастернаку

Rambler's Top100