Культура

В стиле реализма: от социалистического до документального

10 февраля 2019 года в 11:57

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Скульптура Константина Пастернака «Наследие мастера» и живопись Владимира Чайки «От Вязьмы до Занзибара». По сути, это две разных выставки, объединённые лишь общим экспозиционным пространством…

Из века в век переходя

Авторы работ – люди разных поколений. Между датами их рождений – шестьдесят лет, что в реалиях нашей страны предполагает практически полную смену общественных ориентиров.

– Они ни разу не встречались друг с другом. Но семьи их давно дружат, в результате чего и родился совместный проект, приуроченный к 100-летнему юбилею скульптора, – так объясняют организаторы размещение работ Константина Пастернака и Владимира Чайки в одной экспозиции.

Впрочем, ещё одним объединяющим фактором можно назвать реализм как стиль, в котором выполнены произведения обоих авторов. Только у скульптора он социалистический, а у живописца, по его собственному признанию, – документальный.

– Здесь я впервые показываю свои реалистические работы, – говорит Владимир ЧАЙКА. – Что в какой-то степени стало неожиданным и для меня самого. На мой взгляд, эта выставка ставит проблему существования реализма в XXI веке: насколько этот стиль самодостаточен и не является ли он неким возвратом в прошлое. Был критический реализм передвижников, мистический реализм символистов, ура-патриотический соцреализм… Стиль своих произведений я называю документальным реализмом, пытаясь найти в этом некую новизну и художественную ценность. Это работы из путешествий как документ пребывания автора в той или иной стране. Ведь картина часто бывает более документальна, чем фотография. Она может быть содержательнее и точнее передавать эмоции и впечатления от встречи с другой культурой. Или, если речь идёт о России, – запечатлеть то, что интересно мне: уходящую фактуру, образы провинциальных городов, исчезающие памятники архитектуры. Вот в этом я и открыл для себя новую грань реализма…

Под обломками истории

Константин Пастернак – художник своего времени. Родившийся в 1918 году – почти одновременно с Советской Россией, он практически все свои работы посвятил важным вехам в истории страны и людям, эту историю творившим: знаменитым и обычным.

Наверное, неудивительно, что и жизнь его была также непроста и временами трагична, как и судьба Родины. И даже то, что большинство произведений из творческого наследия скульптора оказались уничтоженными или бесследно пропавшими, только подчёркивает эту аналогию.

– Работ отца осталось очень мало, – замечает дочь скульптора Татьяна ПАСТЕРНАК. – Хотя работал он всегда очень много. Да и те, что представлены на сегодняшней выставке, можно сказать, уцелели чудом. Большинство их хранились в своё время в музее Смоленского льнокомбината. Но предприятие расформировали, и только благодаря счастливой случайности скульптуры попали в фонды музея-заповедника, а не на свалку. Я недавно узнала, что 134 работы, опись которых сохранилась, были в девяностые годы закрыты в каком-то подвале и с тех пор их судьба не известна – скорее всего, они тоже утрачены.

Демонтирован памятник «Три колхозницы», выполненный Константином Пастернаком в соавторстве с супругой – скульптором Людмилой Кулаковой. Когда-то он стоял в центре сквера на Колхозной площади и теперь сохранился лишь на старых фотографиях. Взорвана скульптурная группа «Атланты», долгие годы бывшая частью стадиона «Спартак». Не появился фонтан «Руслан» со скульптурой «Русский богатырь» на Блонье. Не установлен памятник «Нет войне»…

– Эта выставка, приуроченная к 100-летнему юбилею Константина Пастернака, – дань памяти скульптору, имя которого для многих возможно станет открытием, – резюмирует Татьяна Пастернак. – К сожалению, мы с отцом мало разговаривали о его творчестве. И когда он ушёл из жизни, мне казалось, что если он 35 лет работал в Смоленске, его наверняка здесь знают и помнят. Но оказалось, что всё не так.

В экспозиции выставки «Наследие мастера» представлено около двадцати скульптурных портретов смолян. Среди них – поэт Николай Рыленков, партизан Владимир Куриленко, секретарь обкома партии Григорий Пайтеров, работники Смоленского льнокомбината и просто безымянные модели. Все они выполнены с большим мастерством, с мимической и анатомической точностью, а потому воспринимаются не застывшими масками, а живыми людьми, интересными этой своей живостью и эмоциональностью.

Памяти павших

Интересна история, связанная с первой монументальной работой Константина Пастернака. Это памятник погибшим солдатам в венгерском городе Ньиредьхаза.

Дело в том, что, поступая в Одесское художественное училище, начинающий художник мечтал стать живописцем. Однако не получилось – его приняли только на скульптурное отделение. А потом Великая Отечественная, которую вчерашний студент прошёл всю: от призыва в июне 1941 до Победы в мае 1945-го.

В апреле 1945 года в боях за город Ньиредьхаза погибли более сотни советских солдат. Их всех похоронили в одной могиле на главной площади. И Константину поручили сделать на этом месте памятник. Задание командования молодой скульптор выполнил, соорудив монумент из бетона и мрамора.

Это был первый памятник советским воинам-освободителям на территории Венгрии. А его автор по окончании войны уже осознанно поступал именно на скульптурное отделение института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, откуда его в 1952 году и направили в Смоленск…

Непростая судьба и у одной из самых известных монументальных работ Константина Пастернака – памятника Герою Советского Союза партизану Володе Куриленко, установленному в центре Смоленска, у здания областной филармонии.

– Договор со скульптором был заключён в январе 1959 года, – рассказывает Татьяна Пастернак. – В мае он уже представил на художественный совет концепцию памятника, которая была одобрена. Планировалось, что через год работа будет выполнена. Но вместо этого потребовалось семь лет и личное вмешательство Льва Кербеля, чтобы обойти все бюрократические преграды.

Кстати, моделью фигуры для этого монумента был сын скульптора Сергей…

– Для меня скульптуры Константина Пастернака связаны с детскими впечатлениями о Смоленске, – признаётся скульптор Татьяна Невесёлая. – Мне часто приходилось ждать автобуса у памятника трём колхозницам на Колхозной площади. Я хорошо помню и «Атлантов» у стадиона. А в художественной школе мы часто рисовали пейзажи у памятника Володе Куриленко. Он мне тогда невероятно нравился. И, возможно, эти детские впечатления повлияли на то, что я сама стала скульптором…

Личное мнение

Валерий ГРАЩЕНКОВ, председатель Смоленской региональной организации Союза художников России:

– По моим ощущениям авторы работ – люди из разных веков. Константин Пастернак – матёрый реалист, очень хороший мастер, принадлежащий своё эпохе. И Владимир Чайка, который большинству смолян известен произведениями в стиле бон-арт. Это очень позитивное и доброе направление в искусстве, и мне очень жаль, что в нынешней экспозиции оно никак не представлено.

И ещё я не понимаю этих странных разговоров о том, что реализм себя изжил. Это просто невозможно. Он продолжается, трансформируясь в различные направления. И будет продолжаться – у него великолепный многовековой фундамент. Реализм многогранен. А главным в любом произведении искусства всегда были и будут эмоции и чувства – умение передать их так, чтобы они вызвали ответную реакцию у зрителя…

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ, из архива Татьяны Пастернак (предоставлены редакцией журнала «Край Смоленский»)

Ольга Суркова

Режиссер из Санкт–Петербурга поставил спектакль о Смоленске
Наталья Гвоздикова: перевоплощение интеллигентки в хулиганку