Культура

Реконструируя прошлое. Смолянам предлагают отправиться в средневековую Русь

9 марта 2019 года в 18:55

В КВЦ имени Тенишевых проходит выставка «Один день в Древней Руси IXXI веков». Посетителям предлагается не просто увидеть реконструированные предметы быта и вооружения наших предков, но и попробовать себя в роли ремесленников и даже с помощью интерактивного макета пройтись по знаменитому водному пути «из варяг в греки»…

Шевели поршнями

Выставка организована смоленским историческим клубом «Истоки». И каждый экспонат на ней – точная копия реальных предметов, которыми пользовались в средние века.

– Каждая вещь, представленная здесь, – это предмет долгих исследований, – признаётся участник клуба «Истоки» Алексей СОБОЛЕВ. – Благодаря археологическим находкам, серьёзному изучению литературных и изобразительных источников сейчас можно с большой долей вероятности утверждать, как выглядели определённые вещи и приспособления в средние века. На основе этого мы и воссоздаём каждый предмет с аутентичной точностью – насколько это вообще возможно в современных условиях.

С точностью до мелочей продуманы и костюмы участников клуба, встречающих гостей на выставке. Ткани не просто натуральные, а сделанные вручную на нехитрых ткацких станках с точным соблюдением технологии того времени. Даже пуговицы, пряжки и другая фурнитура изготовлены реконструкторами самостоятельно.

– Раньше практически всё люди делали сами, – объясняет руководитель клуба «Истоки» Павел СИВИКОВ. – Одежду, обувь, посуду, украшения, оружие… Конечно, в те времена уже был товарный обмен и какие-то вещи даже привозились из-за границы. Например, шёлковые ткани. Или расписные блюда из Византии. Но такую роскошь могли позволить себе только богатые и знатные.

В экспозиции некоторые ремесленные процессы представлены поэтапно. Например, создание керамической посуды – от грубых заготовок до пригодных к использованию горшков и плошек разной конфигурации. Или изготовление самой распространённой обуви средневековья – кожаных «поршней».

– Есть такое выражение: «Шевели поршнями» – оно дошло до нас ещё с тех времён, – говорит Павел Сивиков. – «Поршни» – это особый вид обуви, который делался из одного куска кожи. Понятно, что такая обувь была тонкой, без каблуков, поэтому многие люди в то время страдали плоскостопием и всевозможными заболеваниями суставов.

Город мастеров

Впрочем, процесс изготовления простейших вещей здесь можно не только увидеть. Выставка интерактивная, и организаторы предлагают посетителям возможность встать к станку, ткацкому или токарному, и почувствовать себя в роли средневекового ремесленника.

– Здесь два шипа, на которых установлены деревянные бабки, – показывает устройство и принцип действия токарного станка собственного изготовления участник клуба «Истоки» Сергей БОЧКАРЁВ. – И два колышка снизу, чтобы эти бабки передвигать – в зависимости от размера заготовки. Ремень, две петли и пружина возврата – такой станок называется полюсным.

Станок приводится в движение с помощью ножной педали. Соответственно, руки у мастера свободны, чтобы держать инструмент и работать над заготовкой, постепенно превращая её в тарелку. Правда, нашему умельцу особенно шевелить ногами не пришлось – вместо него педаль с удовольствием нажимали детишки, которых от станка было не оттащить.

Чуть дальше – женский уголок. И традиционные для средневековья прялка и вертикальный ткацкий станок. Модели действующие, и освоить премудрости ткачества можно было прямо на открытии выставки.

А рядом кузнец показывает, как в старину изготавливали кольчужное полотно.

– Дело это очень долгое и кропотливое, – комментирует Павел Сивиков. – На готовую кольчугу может уйти от десяти до двадцати тысяч колец. И каждое надо сначала накрутить, откусить, расплющить, пробить в нём дырку, вставить гвоздь, заклепать... И всё вручную.

Кстати, более подробно ознакомиться с древними профессиями ткачихи, токаря и кузнеца можно будет на мастер-классах, запланированных в рамках выставки. Их расписание можно узнать на официальных страницах КВЦ в соцсетях…

Берестяная грамота

Однако наши предки умели не только работать и воевать. С развитием интеллекта у них тоже всё было в порядке. И на выставке в этом можно убедиться, сыграв в замысловатую стратегическую настольную игру, напоминающую симбиоз шахмат и шашек. Правила всем, естественно, объясняют.

А ещё здесь можно написать собственноручное послание глаголицей на кусочке бересты.

– В Европе в средние века грамотной была только знать, а на Руси – практически все, – рассказывает Алексей Соболев. – Каждый мог вести деловую и личную переписку, о чём свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами на раскопках.

Освоить глаголицу не так-то просто. Поэтому сначала можно попробовать потренироваться на цере – залитых воском деревянных дощечках, где написанное можно стирать и править. Ну а потом переходить к берестяному чистовику, используя вместо ручки писало – деревянное или металлическое.

Для удобства алфавит на глаголице переведён на привычные нам современные буквы. Поэтому все эти витиеватые кружочки и крючочки вполне складываются в слова. Правда, прочитать их, не имея под рукой такого же шифра-подсказки, будет, пожалуй, невозможно.

От первого лица

– В нашем клубе сейчас чуть больше десяти постоянных участников, – говорит Павел Сивиков. – Все мы серьёзно занимаемся средневековой реконструкцией, постоянно принимаем участие в различных фестивалях, в том числе и в нашем любимом домашнем – в Гнёздове. Эта выставка – некий итог девяти лет жизни клуба «Истоки». По экспонатам и фотографиям, представленным здесь, можно проследить, как мы набирались опыта, развивали ремёсла, обрастали предметами…

– Павел, нечто подобное здесь же, в КВЦ, уже представлял музей-заповедник «Гнёздово» и клуб «Драконы морей». Ваша выставка чем-то принципиально отличается от той экспозиции?

– Конечно. У каждого клуба своя специфика. И мы постарались здесь максимально представить жизнь наших предков в средние века: быт, ремёсла, вооружение, досуг… Причём всё можно потрогать и рассмотреть поближе. Плюс мы подготовили оригинальную программу мастер-классов, где под руководством специалистов каждый сможет попробовать сделать что-то своими руками. Это, безусловно, поможет человеку почувствовать атмосферу того времени.

– Историческая достоверность гарантирована?

– Да. Здесь представлены предметы, которые являются точными копиями археологических находок. Она имеет серьёзную привязку к истории Смоленска – здесь есть вещи, реконструированные по образцам вооружения и предметов материальной культуры, обнаруженных именно в Гнёздовских курганах. Каждый из участников нашего клуба серьёзно увлекается каким-то одним направлением, которое старается изучить досконально. И это очень захватывает, когда ты собираешь материал и узнаёшь для себя массу интересных моментов. Причём источников порой не хватает, книги и научные исследования дают ответы далеко не на все вопросы – что-то можно открыть только экспериментальным путём. Так что нам есть куда расти и к чему стремиться.

– Костюм, который на вас…

– …Это типичная одежда средневекового скандинава – наёмника или ремесленника. Рубаха традиционного для этой культуры синего цвета. Капюшон – необходимый элемент, защищавший голову от холода. В основном вся одежда из шерсти – лён в тех краях не выращивался. Кожаный ремень, на который подвешивается всё необходимое. И прежде всего нож – без него ни один человек в то время просто из дому не выходил. Не потому что было опасно – просто большинство бытовых операций выполнялось именно с помощью ножа: хлеб порезать, что-то подстругать, поправить в костюме…

– Кого вы хотели бы видеть здесь в качестве гостей?

– В первую очередь школьников. Эта выставка для них будет познавательна с точки зрения истории Смоленщины раннего средневековья. Это полубылинное время, которое имеет ореол загадочности, сказочности – погружение в него всегда интересно. Впрочем, все остальные тоже найдут что посмотреть и получат удовольствие. На мой взгляд, получился такой универсальный домашний формат, когда ты словно идёшь по улице древнерусского города. Думаю, это будет интересно всем…

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

Ольга Суркова

«А где сейчас наши рожки, где наши гудочки?»
В смоленском «Теремке» 10 марта отметят «Широкую Масленицу»