Культура

Разные сравнения в пространстве и времени

31 июля 2019 года в 12:01

В Смоленске открылась выставка работ столичных мастеров.

Выставка «Разные сравнения» в КВЦ имени Тенишевых – часть большого проекта «Пространство и время. Разные сравнения», посвящённого художникам-передвижникам прошлого. И призыв сравнивать звучит в данном случае весьма многопланово, ведь можно сравнивать современное искусство с классическим, живопись с графикой или скульптурой, и даже разные произведения в творчестве одного автора. Причём сравнивать не с точки зрения «лучше-хуже», а в стремлении найти собственные образы и трактовки, поскольку подобные сравнения многократно усиливают восприятие...

Интересные трактовки

Выставка, на мой взгляд, получилась очень насыщенной. И информативно, и эмоционально. Что касается персоналий, то практически все участники, представившие здесь своё творчество, – люди в профессиональном сообществе весьма авторитетные: к каждому имени – внушительные списки регалий. Впрочем, интересны они в первую очередь отнюдь не этим, а своими работами, действительно заслуживающими внимания.

Оформлена экспозиция тоже достойно. При входе зритель попадает в некое замкнутое пространство, в котором буквально парой-тройкой работ представлен каждый автор. А дальше – как расшифровка анонса – уже более детальное знакомство с творчеством экспонентов. Как определил один из них, «здесь у каждого из нас практически маленькая персональная выставка».

Так что тем для сравнений действительно предостаточно. Причём к ним подталкивает даже экспозиционное соседство. Например, абстрактная сочная живопись Дмитрия Кедрина напротив выполненных тончайшими линиями графических миниатюр Юрия Ноздрина. Или книжные иллюстрации Андрея Никулина рядом с его же акварелями.

– Выставка очень интересная – я с удовольствием её посмотрела, – заметила на открытии заслуженный художник России Нина АГЕЕВА. – Она настолько разнообразна, диапазон просто колоссальный! И экспонируются работы очень удобно. Для себя я сразу же отметила живопись Дмитрия Кедрина: очень темпераментные произведения, привлекающие внимание своей сочностью. Блестящие офорты Юрия Ноздрина. Я уж не говорю о пастелях Виктора Брагинского, с которым у нас один педагог Борис Неменский. В его работах, выполненных вполне традиционно, такая глубина и философия, что их хочется рассматривать снова и снова. Ещё меня заставила остановиться работа «Адам и Ева» Татьяны и Станиславы Лукшт – она привлекла меня интересной трактовкой, неклассическим решением темы...

Увидеть и сравнить

Инициатор и организатор проекта «Пространство и время. Разные сравнения» – художник и дизайнер Евгений ПОЛИКАШИН. Его основная идея – к 150-летию первой выставки передвижников, состоявшейся в 1871 году, повторить в современных реалиях то, что было концептуально задумано и сделано предшественниками.

Их тоже шестнадцать, как и тех, первых. И так же, как они, хотят к 2021 году сделать десять выставок в старинных городах России. Примерно год ушёл на подготовку, а с 2017-го проект начал своё путешествие. Выставка в Смоленске уже восьмая. Где будут следующая и финальная, пока неизвестно – возможны варианты.

– Тут представлены все жанры изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, кино, театр и книга, – говорит Евгений Поликашин. – И зритель, сравнивая, выбирает то, что ему ближе. В своей концепции название проекта так и звучит: «Пространство и время. Разные сравнения». Можно сравнивать между собой эти произведения, а можно заглянуть глубже и сравнить современное искусство с работами первых передвижников.

Все участники проекта относятся к искусству как к средству общения. И приезд именитых столичных гостей в провинцию – вовсе не гуманитарная помощь. Основная цель – диалог со зрителем, возможность поделиться с ним своими мыслями, эмоциями, взглядами на жизнь и современное искусство. И, конечно, готовность услышать в ответ отзывы различной степени профессиональности.

– Здесь очень разные работы не только в жанровом исполнении, но и по стилистике, подходу, задачам – по всему, – считает Евгений Поликашин. – Есть Владимир Гудилин, трёхкратный обладатель премии «Ника», с его эскизами к фильмам. И есть Анна Виноградова с яркими иллюстрациями к детским сказкам. Виктор Брагинский со своими глубочайшими пастелями – на мой взгляд, он сейчас первый пастелист в России. Или Александр Верстов с психологически сильными портретами. В общем-то, такое многообразие заложено в самой идее проекта. Не надо доказывать право искусства на собственные задачи. В нём ничто не хуже и не лучше, ничто друг друга не зачёркивает – всё необходимо и имеет право на жизнь...

Театр жив

Конечно, не все участники смогли побывать в Смоленске на открытии выставки. Но те, что добрались, говорили о городе с нескрываемым пиететом. Некоторые бывали здесь только в детстве, и участие в выставке для них – ещё и возможность сравнить свои первые и нынешние впечатления от увиденного за пределами КВЦ.

Андрей Никулин, график и художник-иллюстратор:

– Говорить об эмоциональном восприятии зрителем наших работ достаточно сложно – у каждого оно своё. Пусть все пришедшие на выставку откроют здесь для себя что-то новое. Какие в связи с этим будут ощущения, положительные или отрицательные, не так важно. Главное, чтобы они были.

Я лично ехал сюда с очень тёплым чувством, потому что первый и последний раз был в вашем городе больше полувека назад. Мне было лет 14–15, и первое, что поразило меня тогда, – собор. Привлекал сам рельеф местности, история Смоленска и крепости. И ещё я помню, как увидел памятник Глинке со следами пуль на постаменте. Вообще, в то время город был ещё не до конца восстановленным после войны – ржавые пушки стояли по дворам. Конечно, сейчас он изменился в лучшую сторону.

А что касается выставки, то её название говорит само за себя. Мы намеренно собрали компанию разноплановых художников, и здесь представлены все жанры и направления. Я надеюсь, что каждый из участников смог донести до зрителя своё мироощущение, своё понимание жизни и искусства.

Иван Миляев, заслуженный художник РФ, живописец и театральный художник:

– Я недавно был в Академии народного хозяйства на конференции, которая называлась «Что такое метамодерн». Просидел там три часа, но так и не понял, что же это такое. Зато понял это здесь. По-моему, всё, что вы видите на этой выставке, и есть метамодерн.

Здесь нет каких-то новых изобретений – лишь столкновение разных стилей, жанров, видов искусств. Нет какого-то идеологического давления – каждый художник имеет право высказаться. И все работы здесь носят некоммерческий характер – это действительно наши творческие поиски, которые мы выносим на суд зрителей.

Я преподаю, и мне иногда приходится объяснять студентам, что такое искусство после изобретения фотографии. Ведь именно после этого прямое копирование действительности стало уже неинтересным – бессмысленно соревноваться с фотоаппаратом. И оказалось, что творческий процесс осложнился: необходимо найти что-то своё, увидеть некий поэтический образ в человеке или пейзаже и сделать свои наблюдения искусством, чтобы это было интересным. Собственно, все, кто представлен здесь, именно этим и занимаются. И я горжусь не только тем, что нахожусь в Смоленске, но и тем, что в компании таких замечательных людей.

К этой выставке мы готовились долго. Знали, что здесь большой красивый зал. У каждого из нас получилась маленькая персональная выставка, и это очень ценно. К тому же есть возможность выставить большие по размеру работы. И мне очень приятна реакция зрителей, которую я уже видел.

Наша выставка – некий срез современного искусства, в котором нельзя ожидать какого-то одного направления. Более того – даже внутри себя я разный. Я могу в театре создавать что-то конструктивное, а в живописи работать как постимпрессионист. И это не искусственно, а вполне гармонично. Все мои стили сочетаются друг с другом, но в зависимости от работы с режиссёром, драматургии произведения я разный.

Интересно, что когда появилось кино, все думали, что театр может умереть. С появлением телевидения предрекали смерть кино. Я работаю и в кино, и на телевидении, и больше всего в театре – у меня около сорока спектаклей и один художественный фильм. И при этом занимаюсь живописью. Так что на самом деле искусство наслаивается. И современное искусство действительно живое...

***

Кстати, Иван Миляев тоже впервые был в Смоленске в детстве. Ему тогда было около десяти лет. Театр «Современник» ехал на гастроли в Ригу через Смоленск и Витебск, и здесь артисты ночевали. Маленького Ивана взяли с собой родители – актриса Людмила Иванова, известная всем по своей роли гиперактивной Шурочки из кинофильма «Служебный роман», и бард Валерий Миляев.

Конечно, из той поездки город запомнился мало. К тому же здесь остановились только на ночлег. Но сравнить свои детские и нынешние впечатления художнику всё равно было интересно.

Впрочем, это так – небольшое дополнение к основной информации. Главное – успейте посмотреть выставку до 25 августа.

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

В Музее-усадьбе Михаила Глинки в Смоленской области состоялась литературная беседка
Музыкальный фестиваль «ДлинаВолны» прошел в Починковском районе