Смоленск изначальный

Фото: © Елена Белых

История

Смоленск изначальный

20 января 2024 года в 21:17

Спору о том, где находился летописный Смоленск, больше века. Основных версий две: современное Гнёздово или место, где наш город расположен и сейчас. И у каждой из них были свои апологеты, убедительные доводы которых склоняли маятник спора в ту или другую сторону. В последние годы наиболее научно обоснованной концепцией считалась версия профессора Евгения Шмидта о том, что древний Смоленск был основан в районе современного Гнёздова. Однако находки, обнаруженные во время последних раскопок на территории Соборного холма, позволили доктору исторических наук Николаю КРЕНКЕ выдвинуть другую гипотезу, которой он охотно поделился со слушателями на своей лекции в КВЦ имени Тенишевых…

Фото: © Елена Белых

Следы летописного «града»

Мы привыкли отсчитывать возраст Смоленска с 863 года. Именно эта дата упоминается в Устюжском летописном своде применительно к истории о том, как воеводы новгородского князя Рюрика Аскольд и Дир, отправившись в поход на Царьград, не осмелились напасть на встретившийся им по пути Смоленск, поскольку то был «град велик и мног людьми».

Однако учёные ставят под сомнение достоверность этого упоминания, считая саму летопись, составленную спустя шесть веков после описываемых событий, скорее литературным творчеством, чем историческим документом. Больше доверия у них вызывает «Повесть временных лет». В её недатированной части Смоленск впервые упоминается как центр племенного союза кривичей, а позже, под 882 годом, как город, который подчинил себе князь Олег.

В любом случае, очевидно, что в девятом веке Смоленск уже был довольно крупным по тем временам поселением. Этот факт никто не оспаривал. Поводом для научной дискуссии стал вопрос, где же находился тот самый летописный «град велик». Полемика по этому поводу затянулась на 120 лет. Но теперь, по мнению Николая Кренке, её можно наконец считать завершённой.

Раскопки, проведённые в центре Смоленска в 2015–2021 годах, а это более пятидесяти точек исследований, осмысление старых материалов раскопок в Гнёздове и Смоленске позволяют утверждать, что летописный город кривичей находился на Соборной горе, – говорит Николай Александрович. – Эта гипотеза, выдвинутая Семёном Петровичем Писаревым в конце девятнадцатого века и развитая позже другими учёными, теперь имеет надёжное научное обоснование.

Гнездо у Днепра

Впрочем, обо всём по порядку. Именно С.П. Писарев первым обратил внимание на Соборный холм как на некое «первичное ядро, из которого развился Смоленск».

Важно отметить научную интуицию этого первопроходца смоленской археологии. Все его наблюдения оказались поистине пророческими. Писарев считал, что на Соборной горе существовало обширное городище, окружённое валом. Подтверждение тому он видел в рассказе протоиерея Ильи Васильева, который сохранил «предание дедов» о том, что при строительстве каменного архиерейского дома землю пришлось рыть на пять саженей в глубину, чтобы достигнуть грунта. Вывод Писарева – «по окраинам холма земля насыпная, то есть вал или город».

Первыми оппонентами С.П. Писарева стали В.И. Сизов и А.А. Спицын, утверждавшие, что древний Смоленск был чуть ниже по течению Днепра – в районе современного Гнёздова. Собственно, с их публикаций в 1903–1904 годах и начался тот самый научный спор, завершившийся только спустя 120 лет.

Известный смоленский учёный Евгений Альфредович Шмидт тоже придерживался этой точки зрения. И его версия развития событий долгое время считалась наиболее научно обоснованной концепцией. Главное в ней то, что летописный Смоленск находился в Гнёздове, сформировавшись как город в конце девятого века на месте более древних поселений. Своего расцвета он достиг в десятом веке, а в начале одиннадцатого пришёл в упадок, после чего и возник город уже на месте нынешнего Смоленска.

За эту версию были археологические исследования, свидетельствующие о формировании в Гнёздове начиная с девятого века поселения городского типа (протогорода). И то, что в древних летописях упоминается только один большой город в верховьях Днепра. Да и сам топоним Гнёздово словно указывает на некое «гнездо» – сакральное место, откуда всё началось.

По утверждению Е.А. Шмидта, средневековый протогород имел типичную для того времени структуру: укреплённый детинец, окружённый посадом, и расположенные вокруг обширные языческие курганные могильники. Здесь была своя гавань, где швартовались драккары викингов, славянские челны-однодеревки и ладьи…

Фото: © Елена Белых

Крепость на горе

Однако находки во время последних археологических раскопок в районе Соборного холма показывают, что древний город, следы которого найдены там, старше поселения в Гнёздове. Он сформировался ещё в конце седьмого – восьмом веках, а в первой трети девятого его укрепили оборонительным валом.

Мы нашли древнюю песчаную насыпь, внутри которой были обугленные остатки деревянных конструкций. Причём сложилось такое впечатление, что обуглены они были специально, чтобы меньше гнили. И согласно радиоуглеродному анализу, позволяющему определить возраст дерева, конструкции эти появились в конце восьмого – начале девятого веков. Это же подтверждают и находки в культурном слое под валом, которые датируются не позже девятого века.

Этот вал шёл по всему периметру Соборного холма, огораживая площадь около двух гектаров. А к укреплённой части города примыкали посады: нижний, обращённый к Днепру, и верхний, на территории Троицкого монастыря. И общая площадь этого поселения была уже около четырёх гектаров. К тому же вокруг него, на удалении один-два километра, существовали несколько более мелких «спутников».

Конечно, по современным меркам четыре гектара – не так много. Но на этой площади проживали порядка тысячи человек, что для того времени весьма значительная цифра. К тому же постройка фортификационного сооружения, а это тысячи кубометров песка, – масштабная коллективная работа, которая свидетельствует о развитой социальной структуре.

Нижний уровень клетей в теле вала позволил восстановить конструкцию укрепления. Оказалось, что она довольно известна и характерна для славянских городищ девятого-десятого веков.

Что касается находок, то их было столько, что казалось, будто мы раскопали музейную витрину. Керамика, бусы, медные украшения… И все предметы преимущественно восьмого – десятого века и относятся к культуре смоленско-полоцких длинных курганов, то есть культуре кривичей…

Фото: © Елена Белых

Новый сценарий

Резюмируя всё вышесказанное, можно представить следующий вариант развития событий.

На рубеже седьмого – восьмого веков на территории Соборного холма в Смоленске появляется значительное по площади поселение. В первой половине девятого века его центральную часть укрепляют оборонительным валом.

Основу хозяйства местного населения составляли земледелие и скотоводство. Также процветала торговля. Кроме того, имеются следы местного производства изделий из металлов.

В конце девятого века на Смоленщину прибывают варяжские колонисты и избирают для своей дислокации район современного Гнёздова, где в то время уже было небольшое славянское поселение. Здесь формируется новый центр власти, а город кривичей на Соборной горе приходит в упадок. На месте разрушенных (возможно, сожжённых) построек видны пахотные борозды.

Десятый век – время расцвета Гнёздова, мультинационального города, в котором правили скандинавские династы, позже захороненные в «царских курганах».

На рубеже десятого – одиннадцатого веков – резкие перемены. Гнёздово гибнет, скандинавское население исчезает (уничтожено или ушло?), а на месте старого поселения на Соборном холме и вокруг него возникает христианский древнерусский город. В его материальной культуре нет ничего варяжского, но явно прослеживаются черты южного влияния – Чернигова и Киева.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Ольга Суркова

Сохранить нашу историю на века
В Смоленске открылась выставка, посвящённая компании «Зингер»