Безопасность

Криминалистическая экспертиза как доказательство по уголовному делу

15 марта 2019 года в 19:23

Для потребителей полицейских сериалов важнейшим лицом в раскрытии преступления, безусловно, является опер. Он первым прибывает на место преступления, он напрягает мозг, размышляя над тем, где и как найти преступника, изучает улики, устанавливает всевозможные обстоятельства совершения злодейства, и он же в итоге вылавливает злодея. Для киношной криминальной интрижки такое развитие событий вполне понятно.

Зрителю, чтобы не сильно заморачивать себе голову, всегда проще следить за действиями героя-одиночки вроде современных аналогов Шерлока Холмса или мисс Марпл, хотя в действительности над раскрытием конкретных преступлений работают, по существу, целые группы, куда входят не только оперативные сотрудники полиции, но и другие специалисты. В частности, эксперты, которые изучают следы и предметы, найденные на месте преступления. Эта работа направлена на то, чтобы на основании в том числе и вещественных улик была установлена истина в уголовном деле.

Портрет и пуля – следы для выявления преступника

Таким следом или уликой по делу может быть, например, пуля или гильза от огнестрельного оружия, видеосъемка или фотоизображение совершения противоправных действий, письма или подписи на документах, сделанные от руки, а также традиционные в раскрытии преступлений следы пальцев рук.

– Да, мы как раз и занимаемся такими видами исследований, – рассказывает заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Смоленской области подполковник полиции Николай Ермошкин. – Это и баллистика, и дактилоскопия, и портретная экспертиза, и исследование почерка.

– А портретная экспертиза…

– Ведение фото- или видеосъемки сейчас, по существу, доступно каждому. Потому в уголовном деле нередко есть такие материалы. Они сделаны по чистой случайности. Например, камера наружного видеонаблюдения, автомобильный регистратор или обычный прохожий фиксируют на свой мобильный телефон совершение какого-то правонарушения. Так вот, портретная экспертиза как раз и заключается в том, чтобы установить, соответствует ли подозреваемый человеку, изображенному на видео или фото в момент совершения правонарушения.

Портретная экспертиза относится скорее к очень современным видам исследований, поскольку те же камеры видеонаблюдения или автомобильные регистраторы получили массовое распространение не так давно. А вот то, что нарезные стволы огнестрельного оружия имеют свои индивидуальные особенности, оставляющие на выпущенных пулях следы, которые может выявить эксперт во время исследования, люди знали давно. И до сих пор этот способ установления истины по уголовному делу не потерял свою актуальность.

– При проведении баллистической экспертизы изучаются огнестрельное оружие и боеприпасы, изъятые на месте происшествия, а также исследуются пули и гильзы, – рассказывает Николай Ермошкин.

В регионе актуальны преступления, связанные с незаконной охотой или браконьерством. После того как с места такого преступления изымаются гильзы, из туш животных извлекаются пули, а у подозреваемых изымается огнестрельное оружие, в работу включаются эксперты. Именно они выясняют, из какого оружия были совершены незаконные выстрелы, и в ходе исследования помогают установить виновного в данном правонарушении.

Личную подпись под документом еще никто не отменял

Несмотря на то что многие, составляя какой-то документ или общаясь в эпистолярном жанре с родственниками и друзьями, уже давно не делают это от руки, а прибегают к помощи компьютерной клавиатуры, тем не менее при раскрытии преступлений все еще используется почерковедческая экспертиза.

– В ходе исследования почерка эксперту необходимо по рукописным записям установить, этим лицом они выполнены или сделаны другим человеком с какими-то противоправными или мошенническими целями, – поясняет заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Смоленской области подполковник полиции Николай Ермошкин.

– Но ведь все чаще люди прибегают к компьютеру, а у него нет индивидуальных особенностей почерка…

– Личную подпись от руки на документах еще никто не отменял, – уточняет подполковник полиции Николай Ермошкин.

Как правило, на серьезных документах, которые проходят через нотариальные конторы и касаются купли-продажи недвижимости или других вопросов, имеющих серьезную финансовую составляющую, часть записей в тексте делается сторонами сделки от руки. Да и вообще на любом договоре стороны собственноручно проставляют подписи и делают их расшифровки, то есть записывают вручную полностью фамилию, имя, отчество и дату, когда поставлены подписи.

Эксперту даже такого небольшого количества материала будет достаточно, чтобы при сравнении с другими документами или письмами сделать вывод, тот или другой человек оставил эти образцы подчерка.

– В основном подделка почерка используется мошенниками при сделках с недвижимостью или при купле-продаже, – поясняет эксперт.

Но, как оказалось, установление авторства почерка, хотя и связано в какой-то степени с мошенничеством, точнее с попыткой обмануть окружающих, не всегда относится к документам по купле-продаже.

Пока шел разговор с заместителем начальника отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ областного УМВД, старший эксперт майор полиции Андрей Синицын проводил почерковедческую экспертизу.

Нередко на экспертизу поступают административные протоколы, которые рассматривает мировой суд. Граждане, задержанные за управление транспортным средством в нетрезвом виде, зачастую утверждают, что, мол, ничего не подписывали, слово «согласен» не писали и так далее… Задача эксперта – установить, так ли это на самом деле или гражданин врет, пытаясь отвертеться от штрафа и лишения водительских прав.

Для майора полиции Андрея Синицына это не первый такой случай в практике, и, исходя из его предыдущего опыта, можно предположить, что таким образом автомобилисты пытаются выкрутиться.

Рядом со старшим экспертом Андреем Синицыным стоит небольшая картонная коробка, перемотанная вдоль и поперек коричневым скотчем.

– Принесли на экспертизу, – поясняет Андрей Синицын. – Внутри коробки лежал мусорный пакет, а в нем находились наркотики. На пакете были обнаружены следы пальцев рук. Нужно было установить – принадлежат они подозреваемому, которого задержали по данному делу, или нет.

Преступник и следы его пальцев

Отпечатки пальцев с развитием криминалистической техники и совершенствованием методов проведения экспертиз сейчас не являются главной уликой, по которой устанавливается подозреваемый в совершении противоправного деяния. Хотя по-прежнему дактилоскопия является одним из основных способов идентификации личности преступника.

– Но ведь все про это знают, и преступники наверняка в курсе того, что есть элементарный способ не оставлять отпечатки пальцев – просто надеть перчатки?

– Так-то оно так, – соглашается заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ областного УМВД подполковник полиции Николай Ермошкин. – Но бывают случаи, когда забывают надеть перчатки или по какой-то причине снимают их во время совершения преступления, а то и вообще правонарушение совершается спонтанно, и тут уже не до перчаток. В таких случаях остаются отпечатки. Они изымаются разными физическими и химическими методами и потом сравниваются с базами, имеющимися в распоряжении полиции.

– Это только в кино показывают красивые отпечатки пальцев, – усмехается главный эксперт отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ областного УМВД подполковник полиции Олег Менченков. – На самом деле экспертам зачастую приходится работать с незначительными фрагментами отпечатков.

После того как следы пальцев рук или, точнее, их фрагменты изъяты с места преступления или происшествия, они вводятся в компьютер, который уже по имеющимся базам дактилокарт устанавливает возможные совпадения.

– И опять же это только в фильмах сразу же находится стопроцентное совпадение и выявляется единственный владелец отпечатков пальцев, – продолжает подполковник полиции Олег Менченков. – В жизни все на самом деле куда сложнее. Машина на основании фрагмента следа руки составляет рекомендательный список из 10, а то и 20 кандидатов на обладание этим отпечатком.

Эксперту следует проанализировать этот список и отобрать – без права на ошибку – единственного кандидата, который мог оставить данный отпечаток.

– В дактилоскопии принято, – рассказывает Олег Менченков, – что порядка 12–13 совпадающих частных признаков, таких как слияние, разветвление, начало и окончание папиллярных линий, при условии, что такие общие признаки, как тип и вид узора, совпадают, вполне достаточно, чтобы принять решение о том, что именно этот человек оставил данный след.

Но в базе данных полиции свои отпечатки пальцев можно оставить и в добровольном порядке. Как пояснил заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ областного УМВД подполковник полиции Николай Ермошкин, сделать это можно в любом отделе внутренних дел. Такая добровольная дактилоскопия является дополнительной подстраховкой, если после несчастного случая или какой-то нештатной ситуации необходимо установить личность человека и сообщить о его судьбе родственникам.

Фото: Валерий СЕМЕНОВ

Алексей ГУСИНСКИЙ

Демидовские школьники навестили смоленских огнеборцев
В Смоленске проверили силы и средства, которые могут быть задействованы в ходе весеннего половодья