Смотри изнутри: Смоленск

Смотри изнутри: Смоленск. Найти вдохновение в людях и городе

11 февраля 2019 года в 17:01

Героем специального проекта о смолянах стала хореограф и преподаватель танцев Даша Борисенко. Смолянка рассказала, почему начала заниматься любимым делом с детства, как создает номера, и почему важно продолжать учиться и совершенствоваться.

Сейчас Даша 6 дней в неделю отдает танцам, а если идёт работа над новым проектом, то смолянка посвящает хореографии всё своё время.

- Вдохновение нужно, главное научиться его правильно находить, но это всё тоже со временем и с опытом приходит. Бывает, что и танцевать не хочется, но я тоже принимаю это состояние как физическое, так и моральное, и тогда мы целую тренировку можем делать какие-то упражнения, тянуться, качать пресс, - рассказывает Даша.

С 3-х лет на сцене

Даша родилась и выросла в Смоленске. Семья жила в районе улицы Багратиона.

- Там, где сейчас Нахимовский, раньше был частный сектор. Одно из самых ярких воспоминаний моего детства: там жила Баба Нина и у нее была коза. Когда все мои соседи гуляли с собаками, баба Нина гуляла с козой. Мы всем двором с этой козой играли, и она нам давала молоко. Я знала, что такое козье молоко с детства, – вспоминает Даша.

На сцене Даша с 3-х лет. Сначала смолянка занималась детскими танцами в ДК «Шарм», затем ходила в танцевальную студию русского народного танца во Дворце пионеров. Девушка рассказывает, что в 13 лет у неё начался переходный возраст, танцевать в русском народном костюме, кокошнике и туфлях ей больше не захотелось. Смолянка поставила родителей перед выбором: не танцевать вообще или пойти изучать современные направления. В КДЦ «Губернский» у Даши появилось желание не только танцевать самой, но и обучать искусству танца других.

- Наш преподаватель часто болела, чтобы занятия не пропадали, она просила нескольких девочек ее заменять. Мы вели занятия в разных группах, мне понравилось, - рассказывает о начале преподавательской деятельности Даши.

Изначально в постановке танца Даша ориентировалась на других, брала движения из клипов и концертов. Смолянка включала старую видеокассету с записями клипов музыкального канала, ставила на паузу и пробовала повторять движения. Со временем у Даши появился и сформировался собственный стиль в хореографии.

Выбор будущей профессии не был связан с любимым делом. Даша поступила в СмолГУ на преподавателя английского языка. Смолянка признается, что самое главное желание было получить любое высшее образование и успокоить этим родителей.

Танец = жизнь

Судьба привела Дашу в театр кукол совершенно случайно. Смолянка искала помещение, чтобы организовать фотосессию для танцевального коллектива. Увидев зал, который предназначался только для проведения новогодних утренников, Даша решила его арендовать. Совсем скоро в жизни Даши появилась работа и в другом театре. Долгое время у девушки была мечта работать или жить на улице Ленина, недалеко от Дворца культуры профсоюзов.

После одного из выступлений ей написали из театра «Диалог» и предложили работу во дворце. Сейчас Даша учит детей сценической пластике. Она рассказывает и показывает, как научиться понимать своё тело, ощущать и контролировать его на сцене. На выступлениях Даша всегда чувствует энергетику зала.

Девушка говорит, что для настроя перед выходом на сцену ей ничего не нужно. Самое главное – быть уверенной, что каждый в коллективе знает номер и движения. Большое внимание преподаватель уделяет эстетике: требования к внешнему виду строгие, всё должно быть одинаковым, чтобы коллектив выглядел единым целым.

- Я любой танец пропускаю через себя, это моя история, моё эмоциональное состояние. Если номер не удается, то ученики никогда не виноваты, всегда виноват преподаватель. Дети приходят учиться, моя задача – научить и поставить. Бывает, что мне не нравится номер, но потом я смотрю спустя год его на видео и понимаю, что он мне нравится.

Даша признается, что с детьми работать очень сложно. Каждому ребенку нужно отдавать не только силы, знания, энергию, но и быть для них воспитателем, няней и даже аниматором.

- Культурные события принимаются в нашем городе хорошо. Я очень благодарна зрителям за то, что они приходят, оставляют отзывы. Если честно, я очень волновалась за перформанс «Небалет», где всё было не так, как обычно на концертах, где мы даже танцевали без музыки, но людям понравилось, - рассказывает хореограф.

Чтобы придумать танец Даша ежедневно прослушивает больше 100 треков в день. Смолянка говорит, что может проснуться посреди ночи и начать подбирать движения, а бывает и так, что рисунок будущего номера сам складывается в голове. Что касается постановки танца, то к ней Даша относится ревностно, считает, что это не коллективное дело, и никому редактировать свои номера не позволяет.

Однако хореограф любит критику, и даже прислушивается к тем людям, чье мнение в этой сфере компетентно. Даша признается, что сама не любит критиковать, если её мнение не спрашивают. Недавно девушка открыла для себя, что теоретическая часть танца может быть интереснее, чем практическая. Смолянка любит слушать лекции про современные танцевальные направления.

Кроме того, Даша привозит в Смоленск профессиональных хореографов из разных городов. Такие мастер–классы посещают ее ученики.

- Я так «кайфую», когда прихожу на мастер-класс, и у меня ничего не получается. Я начинаю переживать, что, сколько лет танцую, а какой-то сложный элемент танцевальный выполнить не могу. Но у меня есть время пойти это потренировать, сделать и уметь больше, чем умею сейчас, - говорит девушка.

Город, в котором хочется жить

Даша уверена, что у жизни в Смоленске много плюсов. На первое место смолянка ставит мобильность и возможность пройти пешком из одного конца города в другой, а также посетить за день более 5-7 мест. К еще одному плюсу Даша относит «сарафанное радио». Она уверена, что для продвижения своего дела в небольшом городе не нужна реклама, достаточно того, чтобы люди рассказывали друг другу о том, что им нравится.

- Я собираю полные залы на выступления, но среди этих людей нет моих коллег. Если мы занимаемся одним делом, то давайте ходить друг к другу на концерты. Давайте делать какие-то вещи вместе в творческом плане, - добавляет Даша.

В холодное время года смолянка передвигается по городу на машине, но с наступлением первых теплых дней Даша открывает сезон пеших прогулок по Смоленску. Девушка рассказывает, что ходит пешком на работу, выбирая каждый раз разные пути. Даша отмечает, что в городе не хватает большого творческого пространства. Смолянка считает, что на эту роль подошло бы помещение завода холодильников, если бы можно было его переделать.

Для Даши творчество не стало рутиной, даже когда смолянка сделала танцы не только своим увлечением, но и своей работой. Самое важное здесь: разграничивать коммерческие проекты и некоммерческие. Даша признается, что коммерческие проекты ей не всегда нравятся. Но даже там девушка находит нюансы, которые вдохновляют.

- Смоленску я благодарна за то, что всё получилось, так как сейчас. Я бы никогда не хотела прожить свою жизнь как-то по-другому, в другом городе и другим человеком. Всё привело к тому, где я сейчас, и кто я сейчас. Я на своем месте и рада этому, - отмечает смолянка.

Фото: Алиса Аницкая

Анастасия Костикова

Смотри изнутри: Смоленск. Семейное дело в родном городе
Смотри изнутри: Смоленск. Горожанам покажут документальный фильм–экскурсию