Общество

Ветераны и «ЗИС-5»

14 июня 2019 года в 21:08

В этом году почётное право открыть Парад Победы в Смоленске 9 Мая было предоставлено группе ветеранов Великой Отечественной войны. По центральной площади города-героя они проехали в легендарном автомобиле «ЗИС-5». А уже затем, равняясь на них, в боевом строю прошли наследники ветеранов – воины Смоленского гарнизона.

В потоке праздничных сообщений как-то затерялась информация о том, а кто эти люди, кто был удостоен столь высокой чести – открыть парад в Смоленске? Попытался найти данные в интернете, в СМИ. Увы, практически ничего! А ведь судьба каждого из них уникальная. И каждый, безусловно, достоин быть упомянутым персонально и с уважением.

За информацией пришлось обратиться в Смоленскую городскую общественную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов. Председатель городского Совета ветеранов Пётр Дмитриевич Зайцев доброжелательно откликнулся на просьбу и рассказал, что на сегодняшний день в Смоленске проживают 6 700 человек, имеющих статус ветерана Великой Отечественной войны. Из них участников войны – 316, жителей блокадного Ленинграда – 26, малолетних узников фашистских концлагерей – 605. Остальные – труженики тыла и ряд других категорий ветеранов.

Открывали парад 17 из них. Назовём каждого поимённо.

Ленинский район Смоленска на параде представляли: Виктор Васильевич Якунин – участник Великой Отечественной войны, сержант, участвовал в Вяземской операции, освобождал Польшу, Восточную Пруссию; Вера Ивановна Московкина – бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей; Амалия Григорьевна Подлесная – бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей; Валентин Васильевич Абрамов – полковник в отставке, житель блокадного Ленинграда; Ангелина Игнатьевна Маклецова – участница Великой Отечественной войны, медсестра; Владимир Дмитриевич Савельев – участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке, участник Сталинградской битвы; Михаил Гаврилович Павлов – участник Великой Отечественной войны, полковник НКВД в отставке; Иван Павлович Евдокимов – участник Великой Отечественной войны, майор в отставке; Александра Максимовна Гракова – ветеран Великой Отечественной войны.

От Заднепровского района Смоленска в параде участвовали: Евгений Фёдорович Агапов – участник Великой Отечественной войны, партизан, освобождал Чехословакию; Евгений Петрович Лычковский – участник Великой Отечественной войны, партизан, освобождал Смоленщину, Кёнигсберг.

Ветеранов Промышленного район города на параде представляли: Александра Антоновна Тебелева – бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей; Николай Васильевич Угненко – ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла; Николай Григорьевич Степанов – участник Великой Отечественной войны, участник Ясско-Кишинёвской операции; Пётр Иванович Сиротенко – ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла; Василий Афанасьевич Масютин – ветеран Великой Отечественной войны; Серафима Алексеевна Тереховская – бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей, активная участница ансамбля «Боевое братство».

– Идея с машиной, на которой ветераны могли бы участвовать в параде, родилась не случайно, – говорит председатель городского Совета ветеранов Пётр Дмитриевич ЗАЙЦЕВ. – Все ветераны сегодня уже люди очень почтенного возраста, им сложно идти в парадном строю. Когда мы эту мысль обсуждали, кто-то подсказал, что в Смоленском автотранспортном колледже имени Е.Г. Трубицына есть раритетный автомобиль времён Великой Отечественной. Обратились к его директору Виктору Васильевичу Лунёву. Он и подтвердил информацию, и поддержал нашу идею. За пару недель до парада провели подготовку, участвовали в тренировках. Все, кто был причастен, отнеслись к этому делу максимально сознательно, по-человечески, душевно. Случилось, что буквально за день до 9 Мая полетела прокладка двигателя машины. Но – сделали! Водителем раритетного «ЗИС-5» на параде был офицер запаса Сергей Володченков – член ветеранской организации «Офицеры России». Да, была проблема с ветеранами по причине их здоровья. Но они молодцы! Участник Сталинградской битвы Владимир Дмитриевич Савельев ради участия в параде даже... сбежал из больницы! Помогали ветеранам курсанты нашей военной академии: помогли доставить каждого из ветеранов на парад, а затем буквально на руках подсаживали их в кузов машины и так же бережно, на руках, спускали на землю. Начальник Смоленского гарнизона каждому ветерану, участвовавшему в параде, подарил армейские подарки, в том числе и фляжку с фронтовыми 100 граммами. А везли они с собой во время парада копию Знамени Победы, которое водрузил над поверженным рейхстагом наш земляк Михаил Егоров.

Словом, всё получилось очень достойно.

А теперь позвольте рассказать о раритетном автомобиле, на котором ветераны участвовали в параде 9 Мая. История его появления в Смоленском автотранспортном колледже имени Е.Г. Трубицына тоже по-своему уникальна и заслуживает отдельного рассказа.

Инициатором и идейным вдохновителем появления этой машины в учебном заведении все называют бывшего директора колледжа, заслуженного работника транспорта Российской Федерации Юрия Григорьевича ЯЩЕНКО. Сам Юрий Григорьевич рассказывает об этой истории так:

– Идея реставрировать силами студентов ретроавтомобиль героических военных лет возникла у меня давно, но подходящей машины всё никак не находилось. Как-то раз один дипломник, работавший в МЧС и знавший об этой моей идее, рассказал, что знает одного человека в Кардымовском районе, у которого во дворе стоит грузовик «ЗИС-5», предположительно времён войны. Было это в 2008 году. Поехали смотреть. Да, действительно, легендарная машина военных лет. Но в каком она была виде! Кузова не было, от кабины – только передняя половинка. Двигатель с коробкой передач валялись отдельно на земле, диски от колёс – отдельно. Одним словом, куча металлолома для тех, кто не понимает. Но я на этот «ЗИС», что называется, сразу глаз положил.

– Однако не тут-то было. Владелец раритетного «металлолома» запросил за него 60 тысяч рублей, – продолжает рассказ Юрий Григорьевич ЯЩЕНКО. – Когда начался учебный год, я собрал учеников старших групп и предложил сброситься, кто сколько может, на покупку и реставрацию автомобиля. Ребята и преподаватели откликнулись живо – всем миром собрали около 80 тысяч рублей. Так что денег хватило и на выкуп того, что осталось от машины, и частично – на реставрацию.

Взяли мощный грузовик «Урал» и поехали на нём в Кардымово. Расплатились с хозяином машины, всё, что было, бережно собрали и погрузили в кузов «Урала». Привезли в Смоленск, закатили в ремонтный бокс. Начался этап реставрации. Ребята – человек пятнадцать энтузиастов, которые заинтересовались этим делом, – разобрали всё до винтика, зачистили, всю ржавчину убрали, покрасили, рессоры перебрали. То есть по полной программе реставрировали.

Хотелось, чтобы машина была полностью аутентична. Для этого я связался с предприятиями, которые имели отношение к производству «ЗИС-5». Позвонил на ЗИЛ в Москву, в отдел главного конструктора, и в Миасс. На мою просьбу откликнулись: прислали книгу по автомобилю и рабочие чертежи.

Очень помогли нам на бывшей второй автобазе, где к тому времени уже были авторемонтные мастерские, их моторный цех помог. Всё делали очень тщательно и серьёзно. Прокладки для двигателя помогли сделать на Смоленском авиационном заводе. Заочники помогли – нашли плоские фары. Нашёл и резину для колёс.

Сергей Михайлович Киселёв, слесарь-электрик колледжа и мастер золотые руки, собрал кабину.

А с радиатором помогли в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний. Я знал, что заключённые из колонии в Вадино делают радиаторы. Обратился к руководству областного УФСИН, рассказал о нашей задумке, они не отказали. Да и заключённые, которые занимались нашим заказом, тоже подошли к делу с душой. Я им потом в благодарность за помощь купил как подарок чай, сахар, сигареты...

Реставрировали мы наш «ЗИС» с сентября 2008-го до мая 2009 года. Активное участие в работе принимал и мастер производственного обучения Александр Дмитриевич Дмитрачков. Он и был первым водителем возрождённого автомобиля. Выезжали мы на нём два раза. Была идея вместе со студентами прокатиться до Брянска – там, под Брянском, сооружён мемориал воинам-автомобилистам, которые не вернулись с дорог войны. Но, к сожалению, не получилось, так как на машину нет документов. Зато наш «ЗИС» участвовал в реконструкции штурма гостиницы «Смоленск» в юбилейный День города. Но главное, конечно, это то, что удалось всем миром осуществить общую мечту – возродить к жизни легендарный автомобиль времён Великой Отечественной войны, – подытожил Юрий Григорьевич Ященко.

Вот такая интересная история, которая оказалась, что называется, за кадром проезда группы ветеранов на Параде Победы в городе-герое Смоленске 9 Мая 2019 года. История, в которой самым неожиданным образом переплелись и судьбы защитников Отечества, и судьба легендарной машины, и увлечённость техникой студентов. История неравнодушия многих и многих людей. И, самое важное, – история настоящего, а не показного, для бюрократических отчётов, патриотизма.

Фото: Смоленской городской Совет ветеранов

Игорь Красновский

Алексей Островский принял участие в торжественном открытии спортивной площадки в Починковской школе-интернате
Ярцевским школьникам напомнили, что и во время летних каникул нужно быть внимательными на дорогах