Общество

Новая жизнь для бездомных собак

20 февраля 2020 года в 11:47

Бесприютные собаки, которые стаями и по одиночке бродят по Смоленску, – картина, кому-то раздирающая душу, кого-то пугающая, а кого-то просто оставляющая равнодушным. Хотя все согласятся, что делать с бездомными животными что-то нужно, и тут же начнут указывать на тех, кто это самое «что-то» должен делать: власти города или области, в целом государство, общество…

Наталья Беликова – одна из немногих в Смоленске, кто не ищет ответа на вопрос «кто должен позаботиться о том, чтобы в городе было как можно меньше бродячих собак?». Наталья Беликова сама решает эту проблему… Сегодня о её приюте для бездомных четвероногих друзей человека в деревне Туринщина знают в городе, да и в Смоленской области если не все, то очень и очень многие.

Жизнь приюта для бездомных животных

Всё началось лет двадцать назад с того, что сын Натальи Беликовой захотел завести собаку. Дальше, что называется, больше: брала щенков на передержку, отдавала и брала снова… Поездки по школам, когда, по словам Натальи Беликовой, она несла добро, сеяла, так сказать, в детских душах и сердцах семена любви, гуманного отношения к животным и к окружающему миру.

А тем временем количество животных всё увеличивалось. Наталья Беликова продала свою квартиру в городе и переехала в Красный Бор, где выкупила подсобное помещение в магазине. Там и содержала бездомных собак. Сама работала на трёх работах и нанимала человека, который в её отсутствие присматривал за животными. Но проживающим рядом людям такое соседство не нравилось, и они стали возмущаться и жаловаться.

Вот тогда и возникла идея создания полноценного приюта за пределами города. Нашлись те, кто выкупили землю, провели сюда свет, поставили ограждение, начали сооружать вольеры. Всё это было два года назад…

– Тогда были, так сказать, только намётки. Первую зиму, когда я только сюда приехала, было очень тяжело, – вспоминает Наталья Беликова. – Теперь здесь всё более-менее обустроено, проделана колоссальная работа, создана инфраструктура, очень много построено…

Сегодня приюту Натальи Беликовой принадлежит пять гектаров земли, правда, освоен только гектар. Но на этом гектаре установлены тёплые вольеры для животных, есть кухня, на которой готовят еду собакам.

– Можно было больше здесь сделать, но всё упирается в финансирование, его нет, – не жалуется, а скорее констатирует Наталья Беликова. – Этот приют построен за два года. Сюда вложено столько труда, терпения и здоровья, что хочется, чтобы власти повернулись к этой проблеме и помогли. Но мы рады, что справились, что огородили территорию, животные бегают тут и никуда не выходят. Все собаки добрые, воспитанные, коммуникабельные.

Сейчас в приюте Натальи Беликовой проживают 240 собак, и у каждой своя, зачастую печальная и трагическая, история.

– Например, – рассказывает Наталья Беликова, – поступает звонок: ой, там на крыше щеночки, приезжайте, заберите, а то они свалятся и разобьются. Ну поехали, сами поймали, привезли сюда...

А вообще, собаки попадают в приют по-разному, и не только по звонкам сердобольных граждан.

– Мест в приюте мало, потому я беру, если можно так сказать, смертников, тех, которые обречены. Так, недавно в Вяземском районе умер инвалид. После него остались 15 щенков, которые бегали по деревне без присмотра. Местные жители сказали, что их уничтожат. Щенков нужно срочно забирать. Четырёх мы уже пристроили, остались одиннадцать. Сейчас для них будем сооружать вольер. Уже наняли человека, чтобы его строить, – продолжает Наталья Беликова.

Вольер, нужно отметить, сооружение весьма дорогостоящее – порядка 100 тысяч рублей. Одна работа по его строительству стоит 30 тысяч рублей. Наталья Беликова в этой связи очень благодарна губернатору Алексею Островскому, который помог со строительными материалами, и заместителю председателя Государственной Думы Сергею Неверову, который выделил 100 тысяч рублей.

– Собакам в вольерах хорошо, – поясняет Наталья Беликова. – У них там утеплённые будки, всегда стоит водичка, каждый день мы разносим им тёплую кашу.

Правда, вольеров не хватает, и более ста собак проживают на огороженной территории приюта, что называется, на воле, где можно свободно бегать. Но, как отмечает Наталья Беликова, даже несмотря на большую компанию себе подобных, собаки всё равно нуждаются в человеческом общении.

– Кормлю их часов пять. Почему? Потому что, когда заходишь в вольер, с этим надо поговорить, этого надо погладить, за этим надо приглядеть, всё ли съел, болеет – не болеет. Весной мы, например, обрабатываем территорию от клещей, но всё равно бывают случаи, что какую-нибудь собаку укусит клещ. Поэтому очень внимательно к этому относишься, смотришь: ест собака, грустная она, играет, не играет. Они у меня все на виду, они ходят за мной следом. У каждой собаки есть имя, и они все свои имена знают. Животные достаточно послушны, всё понимают, обычно обращаешься к какой-нибудь из них, а она тебе сразу хвостиком машет – да, это я, – рассказывает Наталья Беликова.

Не каждому ещё и отдашь

Цель приютов для животных не только в том, чтобы дать им крышу над головой и обеспечить питанием. Одна из целей – найти таким бездомным животным новых хозяев, которые станут им настоящими друзьями.

Но разбор из приюта идёт очень тяжело. И при этом, как отмечает Наталья Беликова, ещё не каждому собаку отдашь.

– У нас в деревне, например, берут собак, но культуры содержания нет. Вот взяли, а кормят, не кормят – как проверишь? А то вот ещё звонят: у нас собака пропала, волки, наверное, съели… Чтобы не съели, дом должен быть огорожен забором и собаку не нужно сажать на цепь. Я считаю, что держать животное на цепи вообще нельзя. Если это частный дом, можно построить вольер – он не займёт много места. Но на цепи собака уязвима, а у нас очень любят посадить пса на цепь, не понимая, что на цепи он уязвим, – поясняет Наталья Беликова.

Живёт в приюте такой пес Ральфичек. Когда его подобрали где-то на Киселёвке и подбросили сюда, он был совсем больной. Месяц понадобился, чтобы его выходить.

– И вот приезжают на машине, даже на территорию не зашли. Показывают через ограду на Ральфичека и говорят: нам вот ту собачку. Спрашиваю: вам для какой цели собака нужна – как друг, как охранник? – делится воспоминаниями Наталья Беликова. – Они отвечают: мы посадим её на цепь, и будет у нас сарай охранять. Но Ральфичек для такой роли не предназначен. Он добрый, как ребёнок: не лает, не кусается, всех пускает. Он абсолютно домашний, ему бы с детьми играть, он будет очень хорошим другом. Я им объясняю: Ральфик не подходит. А они отвечают: он нам понравился, месяца три посидит на цепи – обязательно залает и будет охранять. Вот как людям с таким подходом к животному можно отдать собаку? Она же для меня как ребёнок, я её выходила, вырастила, поставила на ноги. Ну как после этого можно отдать таким людям? Лучше уж здесь, чем где-то на цепи.

Ещё одна важная функция приюта для животных – это пропаганда гуманизма, особенно среди школьников.

– Люди у нас какие-то жестокие стали, – сетует Наталья Беликова. – В последнее время я замечаю, что в интернет вообще войти нельзя, он просто пестрит жестокостью. Вот недавно отмечали Новый год, так этот праздник для многих животных закончился трагически...

По мнению Натальи Беликовой, и с ним трудно не согласиться, любовь к животным нужно прививать с детства, со школьной скамьи: рассказывать ребятам, показывать, заводить животных дома. Тогда, может, и люди добрее станут, и не будет жестокого обращения ни с себе подобными, ни с братьями нашими меньшими.

– Все дети, которые сюда приезжают, в обязательном порядке заходят на территорию, общаются с собаками, гладят их, разговаривают с ними. Ребята и собаки искренне радуются такому общению, а некоторых детей вообще отсюда вывести очень тяжело, потому что они готовы с собачками сидеть целый день, – рассказывает Наталья Беликова.

Вообще, школьники – частные гости в приюте. Уже долгое время приюту помогают ученики и педагоги гимназии имени Н.М. Пржевальского, за что Наталья Беликова очень им благодарна. Помощь оказывают и школа № 5, Талашкинская и Богородицкая школы.

СМИ и бездомные животные

С инициативой вынести тему бездомных, бродячих собак в плоскость общественного обсуждения ещё в конце прошлого года выступило Смоленское региональное отделение Союза журналистов России. Пресс-тур в приют Натальи Беликовой – это уже третье мероприятие, организованное в рамках данной темы. И как отметила председатель регионального отделения Союза журналистов России Марина Проскурнина, журналисты, конечно, не могут помочь финансово решить проблему бродячих животных, но они могут вынести её обсуждение в публичную плоскость. Проблема такая существует, и, как показали ранее сделанные публикации, она действительно волнует и смолян, и власти.

– Главное, есть понимание, что существуют брошенные собаки и нужно сделать так, чтобы они больше не появлялись, а те, кто уже брошен, получили шанс обрести новых хозяев. Администрация области поддерживает работу СМИ, направленную на озвучивание проблемы бездомных собак. И я считаю, что журналисты должны об этом говорить, – подвела итог пресс-тура в приют Натальи Беликовой председатель Смоленского регионального отделения Союза журналистов России Марина Проскурнина.

Фото: Алексей ГУСИНСКИЙ

Алексей ГУСИНСКИЙ

Алексей Островский окажет содействие при проведении юбилейного фестиваля фейерверков
Филиалы «Смоленскавтодора» получили новую технику